Дом творчества им. Д.Н. Кардовского
Дом творчества Союза художников России им. Д.Н. Кардовского

КАРДОВСКИЙ
Дмитрий Николаевич


         Талантливый художник и педагог, Д. Н. Кардовский наиболее известен как иллюстратор произведений русской классической литературы и автор композиций на исторические темы. Ученик П. П. Чистякова и И. Е. Репина в Петербургской АХ( 1892-96), он изначально усвоил принципы реалистического художественного метода, видел свою задачу не в том, чтобы слепо копировать природу, а в постижении ее законов и следовании им. Для развития живописного дарования Кардовского большое значение имели занятия (1896-1900) в популярной в то время мюнхенской школе А. Ашбе, постепенно эволюционировавшего от классического академизма к пленэрной живописи. Еще одним источником, заметно повлиявшим на творчество Кардовского, стала деятельность объединения "Мир искусства" с его рациональным интеллектуализмом, хорошо выражавшим основную, принципиальную линию петербургской культуры в противовес эмоционально-стихийной московской.

         Наиболее известные работы Кардовского в области книжной иллюстрации - рисунки к "Каштанке" А. П. Чехова (1903), "Невскому проспекту" Н. В. Гоголя (1904), большой цикл иллюстраций, в том числе цветных, к "Горю от ума" А. С. Грибоедова (1907). Причем, если, иллюстрируя "Каштанку" и "Горе от ума", Кардовский проявляет талант бытописателя, мастера по созданию острых и метких типажей, то, обращаясь к "Невскому проспекту", он трансформирует свой стиль в сторону большего изящества и графической условности. Все это позволяет говорить о влиянии на художника книжной графики "Мира искусства", создавшего эстетику новой книги, решенной в совокупности всех составляющих ее элементов как единый организм, как специфическое художественное произведение.

         Иллюстрации к "Невскому проспекту" выполнены Кардовским для "Кружка любителей русских изящных изданий" и отвечают скорее вкусам заказчиков, чем самого художника с его тягой к предметной конкретности и определенности типажей. Такова природа таланта художника, позволившая ему органично проявить себя в области театрально-декорационного искусства. Произошло это в 1920 г., когда Кардовский начал оформлять пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева для московского Малого театра. Показательно, что его театральные эскизы по тщательности разработки аксессуаров, костюмов и обстановки приближаются к самостоятельным, вполне завершенным мизансценам. В равной степени это относится и к изображениям персонажей. Для каждого Кардовский нашел свой характерный портретный типаж, выразительные позу и жест. Поэтому не удивительно, что театральные эскизы, созданные для постановки "Ревизора" в 1922 г., затем были изданы в виде книжных иллюстраций. Кроме наиболее удачных рисунков к произведениям Чехова и Гоголя, Кардовский также обращался к повестям Л. Н. Толстого "Детство", "Отрочество", "Юность", роману "Война и мир", басням И. А. Крылова, рассказам И. С. Тургенева. Иллюстрировал он и "Петра I" А Н. Толстого, "Соть" Л. М. Леонова, знаменитого "Робинзона Крузо" Д. Дефо и другие произведения классической литературы.

         Умение почувствовать и воспроизвести наиболее характерные особенности исторической эпохи, вкус к передаче самой атмосферы времени позволили Кардовскому обратиться к исторической тематике. Здесь, как и в книжной графике, нельзя не заметить влияния художников "Мира искусства", сказавшегося прежде всего в интересе к личности Петра I. Так, в начале 1900-х гг. Кардовский выполняет несколько сюжетов в серии школьных "Картин по русской истории" для московского издательства И. Н. Кнебеля: "Привал в походе времен Петра I" (1903), "Заседание Сената при Петре I" (1908), "Солдаты Петра I" (1908). Тему петровской эпохи в русской истории Кардовский не оставлял и позднее. В 1918 г. он написал картину "Петр I под Переславлем", а в 1927-м - "Петр I на Переславском озере". Художник создал также целый цикл работ, посвященных А. С. Пушкину и декабристам. Их стилистическая особенность заключается в своеобразном равновесии живописного и графического начал: Кардовский лепит форму цветом внутри графического контура.

         Не меньшее значение, чем художественное творчество Кардовского, имела для русской культуры его педагогическая деятельность. Склонность к ней проявилась у художника еще в период обучения в АХ. Вскоре после возвращения из Мюнхена он становится ассистентом в мастерской И. Е. Репина, а с 1907 по 1918 г. самостоятельно руководит мастерской. В 1920-30 гг. Кардовский -профессор Вхутемаса - Вхутеина; в 1933- 34 гг. преподает в ленинградском ИЖСА. Его педагогические принципы сводились к тому, что "задачи школы" всегда отделялись от "задач искусства". И если в школе будущий художник должен был крепко усвоить "то, что идет от закона природы", то в дальнейшем, формируя свой творческий метод, он должен опираться на другой закон, "который на основе природы" открывает сам, так как "понять этот закон в школе невозможно", - считал Кардовский. Тем самым он не посягал на выбор учеником собственного пути в искусстве, внимательно относился к поискам индивидуальности уже в ученических работах. Вот почему с таким уважением вспоминали о Кардовском его бывшие ученики - Д. А Шмаринов, Б. А Дех-терев, В. П. Ефанов, Н. Э. Радлов, С. В. Ряпги-на, П. М. Шухмин и многие другие художники, оставившие заметный след в истории отечественного искусства.

  ссылка на Сборник статей о Д.Н. Кардовском  
 

ссылка на Музей заповедник Переславль-Залесский